Рисунок - продукт изобразительной деятельности, одна из форм проявления и характерный показатель развития ребенка. можно прийти к выводу, что по рисункам ребенка можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам деятельности. Акт рисования в психологии является ярким выражением сущности человека
1. Расположение рисунка на листе:
а) смещен вверх - (но не в угол) повышенная самооценка, стремление к высоким достижениям;
б) смещен вниз - низкая самооценка;
в) смещен вбок - иногда пограничное органическое поражение мозга;
г) выходит за край листа - импульсивность, острая тревога;
д) помещен в углу - депрессия
2. Размер рисунка
а) увеличенный - тревога, стрессовое состояние, импульсивность, гиперактивность.
б) уменьшенный - депрессия, низкая самооценка.
3. Нажим на карандаш
а) слабый - астения, пассивность;
б) сильный - эмоциональность, напряжение, импульсивность;
в) сверхсильный (карандаш рвет бумагу) - конфликтность, гиперактивность, агрессивность, возбуждение;
4. Особенности линий;
5. Тщательность и детализирование рисунка;
6. Дополнительные особенности рисунков (штриховка, стирания, исправления);
7. Способ изображения человека, выражение лица, поза, ракурс, фигура, руки, ноги и т.д. - буквально все в рисунках учеников может вам пригодиться, чтобы лучше понять их и помочь.
Но рисунок ребенка это не только линия, но и цвет.
В цвете ребенок раскрывается полностью. Если на уроке вам удается перевести работу ученика из темных, глухих красок в яркие, сочные, значит вы достигли своей цели и сняли с ребенка эмоциональную, отрицательную нагрузку, дали ему положительный заряд для дальнейшей деятельности. На здоровье детей влияет и преобладание холодных тонов, сближение мягких, светлых тонов, понижение плотности цвета, преобладание темных тонов, повышенная напряженность цвета и т.д.
· Рисунок расположен по средней линии листа - нормальная самооценка.
· Голова, повернутая влево - тенденция к рефлексии, размышлению.
· Глаза - символ страха (страхи не беспокоят).
· Уши указывают на заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих.
· Рот зачерченный, открытый, трактуется как легкость возникновения страхов и опасений, недоверия.
· Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение и порицание.
· Увеличенный по сравнению с фигурой размер головы: испытуемый ценит рациональное начало.
· Усы, шерсть - подчеркивание своего пола.
· Ноги - основательность, обдуманность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию.
· Разная форма каждой ноги - нестандартность при принятии решений, самостоятельность.
· Хвосты - положительное отношение к собственным поступкам. Пышный, разноцветный хвост - подчеркивание своего пола, стремление, чтобы заметили окружающие.
· Подчеркивание верхнего контура фигуры - пассивная защита от людей, реально имеющих возможность наложить запрет или ограничение.
· Штриховка, дополнительные детали, характер линий - высокий уровень энергии.
· Животное относится к угрожающим - стремление подчеркнуть свое “Я”, в окружающем мире.
· Животное несуществующее - достаточно высокий уровень творческих возможностей.
· Название - поверхностно-звуковое (легкомыслие). Банальность названия - книжный герой.
Первым нарисован дом - на первом месте безопасность, успех.
· Лист использован целиком - хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.
· 4 цвета в рисунке - хорошая адаптация, эмоциональная лабильность.
· Зеленые стены - потребность в безопасности.
· Штриховка
o Наличие штриховки - беспокойство по поводу недостаточного контроля за выражением своих эмоций.
o Энергичные, уверенные штрихи - настойчивость, безопасность.
o Сильный нажим - энергичность, настойчивость.
o Длинные штрихи - не возбудимый. Прямые - упорство, настойчивость.
· Перспектива тройная - чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе.
· Рисунок в центре листа - незащищенность, прямолинейность. Потребность кропотливого контроля ради психологического равновесия.
· Дом
o Дом вблизи - открытость, доступность, чувство теплоты и гостеприимности.
o Стена с акцентированным горизонтальным измерением - плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможна чувствительность к давлению среды.
o Дверь парадная - признак откровенности, достижимости.
o Очень густой дым - значительное внутреннее напряжение.
o Окна - готовность к контактам, дружелюбность, общительность. Нет занавесок - не стремится скрывать свои чувства.
o Крыша дома - сфера фантазии. Нормальные пропорции.
o Труба - ощущение психологической теплоты дома.
· Человек
o Голова - сфера интеллекта. Размер пропорциональный.
o Шея - связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом) на рисунке отсутствует. Не всегда может контролировать влечения, уступки своим слабостям и желаниям.
o Плечи - сильные телесные импульсы, физическая сила, потребность во власти. Размер пропорциональный.
o Туловище квадратное - мужественность.
o Лицо - сенсорный контакт с действительностью. На рисунке лицо подчеркнутое, жирно прорисованное - озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
o Руки - близко к телу - напряжение. Длинные и мускулистые - потребность в физической ловкости, силе. Одна рука за спиной - неуверенность в себе. Сильные - агрессивность, энергичность. Пальцы сжаты в кулаки - бунтарство, протест.
o Ноги широко расставлены - неподчинение, игнорирование. Ступни - признак подвижности в отношениях c другими людьми.
o Поза - уверенность в себе, физическая сила. Ноги подчеркнуто широко расставлены, подчеркнуто выделены, волосы - грубость, черствость.
· Дерево
o Расположение слева направо - увеличивается направленность на будущее, на внешний мир.
o Форма листвы - круглая крона - экзальтированность, эмоциональность.
o Ветви опущены - потеря мужества, отказ от усилий.
o Листва из кривых линий - восприимчивость, открытое принятие окружающего.
o Закрытая густая листва - непроявляющаяся агрессивность.
o Ствол линиями с нажимом - решительность, активность, продуктивность.
o Линии ствола прямые - ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
o Ствол сильно расширяется книзу - поиск надежного положения в своем кругу.
Наш рисунок всегда содержит дом. Если двери открытые. значит ребенок любит гостей, детей, наличие трубы - это хорошо, если из нее идет дым, то что-то не очень, не помню, нам как-то проводили такой тест. Даже мне его проводили, но не по рисунку, а выполнить описание любимого предмета в комнате.
Не помню уже все в точности, но вот главное!
Вы сами кому-нибудь их членов семьи проведите, т .к. поймете, что вы будите описывать именно себя.
Спросите: какой предмет в этой комнате вам больше всего нравится?
Кто он: мальчик или девочка, как ты думаешь?
А есть ли у него родители?
Как далеко они живут от этого предмета?
А вы могли бы дать на несколько дней этот предмет вашему другу?
Там еще какие-то вопросы, в целом, человек, не подозревая, рассказывает о себе, его семье и переживаниях. Полную версию можно в интернете поискать.
Рисунок - это только эмоции.
Не один психолог не будет опираться только на тест Рисунка семьи...есть ещё не мало тестов, которые смогут дать более полную картину состояния Вашего чада...Так что, девочки, все как всегда относительно, можно целиком погрузиться в раздумья по этому поводу, а можно просто больше времени уделять своему ребенку, и увидите, что если попросить его нарисовать Вам этот же рисунок, но через какое то время, то результат будет намного лучше
Конечно, по одному рисунку судить нельзя! Можно взять несколько, с разными периодами времени.
Я эту тему начала из любопытства, детишки много рисуют, а в рисунки особо не всматривалась. Лично мне кажется, что можно очень много узнать из рисунка. Ну и, конечно, дополнить это еще какими-либо тестами)
Интересная тема. Посмотрю как-нибудь наши рисунки.
Замечательные психодиагностики по рисункам: "Дом, дерево, человек" , " несуществующее животное" , " моя семья". Дают картину психологического состояния ребенка на данный момент, и помогают выявить страхи и фобии. Активно включается в работу правое полушарие, и в цельности с левым полушарием видна картина состояние. Методика работает не только с детьми. Попробуйте на себе!
Девочки, а цвета тоже наверно отражают настроение и состояние малыша?
АКИМИ ЦВЕТАМИ РИСУЕТ РЕБЕНОК: СЕКРЕТЫ ПСИХОЛОГИИ
Важно не только то, что именно рисует ребенок, но и то, какими цветами он это делает. Любимый цвет сигнализирует о состоянии ребенка, его характере и отношении к миру и окружающим.
Присмотрись, какие цвета выбирают твои дети.
Красный
Дети, которые предпочитают красный цвет, активны и эмоциональны. Некоторые из них очень вспыльчивы и нетерпеливы. Их настроение быстро меняется. Они смелые, открытые и общительные непоседы. Однако родителям стоит быть на чо еку – они рискуют чрезмерно разбаловать свое драгоценное чадо.
Розовый
Дети, которые выбирают розовый цвет, обычно очень зависят от окружающих. Таких детей легко ранить. Они – доверчивые, добрые и открытые. Но их нужно учить быть более самостоятельными.
Синий
Ребенок, который любит синий цвет, спокойный и несколько замкнутый. Часто – робкий и неторопливый. Но в этих детях таится неиссякаемая сила любви и преданности. Они умеют дружить, понимать то, что не в силах понять даже некоторые взрослые. Порой даже кажется, будто они – маленькие экстрасенсы, которые одним своим присутствием могут успокоить и подбодрить.
Голубой
Голубой цвет выбирают мечтатели. Часто это дети из благополучных семей, которые не лишены любви и внимания, они счастливы и беззаботны.
Зеленый
Психологи склоняются к мнению, что детям, которые выбирают зеленый цвет, не хватает материнской любви. К таким деткам нужен особый подход – они ранимы и замкнуты, неуверенны в себе, но им очень хочется ласки и общения. Если дать этим детям достаточно внимания и любви, они вырастут счастливыми и творческими людьми.
Желтый
Дети, которые выбирают желтый цвет, обычно имеют очень богатую фантазию. Они – творческие детки, которые спокойно переживают случаи, когда им долгое время приходится находится в одиночестве. Такие дети растут очень чувствительными и понимающими, у них хорошо развита интуиция. Часто они пишут стихи или сказки, хорошо рисуют или поют.
Оранжевый
Порой бывает сложно предугадать, что будет делать "оранжевый" ребенок в той или иной ситуации – плакать или смеяться. Эти детки смешливы, веселы, смышлены, но часто раздражительны. Пытаясь подчинить их своим правилам, взрослые часто натыкаются на стену непонимания. С ними нужно быть дружелюбными и спокойными.
Фиолетовый
Эти дети отличаются утонченностью и изысканностью. У них прекрасный вкус от природы, они умеют себя вести, с детства знают, как правильно себя подать. При этом они очень естественны. У этих детей очень яркий внутренний мир. Но им необходимо одобрение окружающих и бесконечная поддержка родителей.
Коричневый цвет
Чаще всего коричневый цвет выбирают дети, которые лишены чего-то. Возможно, у них слабое здоровье, а может у них нет друзей или родители уделяют им слишком мало времени. Они пытаются воссоздать свой идеальный мир, в котором тепло и уютно, в котором они чувствуют себя под защитой.
Черный цвет
Если ребенок разукрашивает свои рисунки черным фломастером, это сигнализирует о том, что он переживает стресс или депрессию. Ему необходима помощь взрослых, а может и психолога.