
Малыш немного подрос. Теперь ему по силам и более сложные музыкальные занятия. Например, игры на развитие чувства ритма…
Ритм – это не только музыкальное понятие. Ритм есть и в поэзии, и даже… в математике. Многократное повторение узора тоже ведь называют ритмом. Да и вообще, ритмичности подчиняется всё вокруг: день сменяется ночью, лето – осенью… Поэтому научить малыша понимать, чувствовать ритм очень важно для его полноценного развития. Как и любой другой навык, чувство ритма у ребёнка можно успешно развивать с помощью очень простых, но действенных игр.
Развитие чувства ритма у ребёнка: хлопаем в ладоши
Рассказывайте малышу простые ритмичные стишки, чётко разделяя их на слоги, и хлопайте в ладоши на каждый слог или на каждый второй слог. Подойдут, например, стихи А. Барто про игрушки: у-ро-ни-ли-ми-шку-на-пол о-тор-ва-ли-ми-шке-ла-пу…
Если у вас есть детский бубен, покажите крохе, что в него можно выстукивать определённый ритм. Напойте какую-нибудь простую песенку, отстукивая ритм в бубен. Потом возьмите ручку малыша в свою и отбивайте ритм вместе. Можно включить записи детских песенок и отбивать ритм под музыку. Конечно, у малыша получится не сразу. Но постепенно он научится это делать правильно без вашей помощи.
Когда освоите бубен, переходите к барабану. Попробуйте вместе выстукивать на барабане ритм стихотворения точно так же, как раньше вы хлопали в ладоши. Возможно, стучать сразу двумя барабанными палочками малышу будет сложновато.
Тогда освойте сначала одну, а чуть позже и вторая пойдёт в дело.
Развитие чувства ритма у ребёнка: левой, правой!
Ритм можно отстукивать не только ладошками. Можно шагать под стихи, отбивая ритм ножками. Например, под стишок И.Токмаковой про аиста. Станьте напротив малыша, возьмите его за ручки и шагайте вместе, рассказывая стишок:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!
А вот ещё одно стихотворение, под которое хорошо маршировать. Если получится, можно ещё и в ладоши хлопать.
С барабаном ходит ёжик, бум, бум, бум!
Целый день играет ёжик, бум, бум, бум!
С барабаном за плечами, бум, бум, бум!
Ёжик в сад забрёл случайно, бум, бум, бум!
Очень яблоки любил он, бум, бум, бум!
Барабан в саду забыл он, бум, бум, бум!
Ночью яблоки срывались, бум, бум, бум!
И удары раздавались, бум, бум, бум!
Зайцы здорово струхнули, бум, бум, бум!
Глаз до зорьки не сомкнули, бум, бум, бум!
(Г. Виеру)
А потом поиграйте с барабаном. Мама рассказывает стихотворение, а малыш стучит в барабан.
Развитие чувства ритма у ребёнка: слушаем музыку
Если с рождения малыш окружён музыкой – это станет важным началом его музыкального образования. Привыкнув к музыке с раннего детства, кроха будет воспринимать её как необходимую составляющую жизни.
Подбирая «репертуар» для малыша, отдавайте предпочтение спокойной, мелодичной музыке. Это может быть классическая музыка, мелодии со звуками природы, народная музыка.
Полезно слушать музыкальные сказки. Например, известная сказка С. Прокофьева «Петя и волк» – это своего рода путеводитель по симфоническому оркестру. Там каждому герою соответствует «свой» музыкальный инструмент: утка – гобой, птичка – флейта, кошка – кларнет и др. Многократно прослушивая сказку, малыш научится на слух распознавать тембр инструментов. Хороши и всевозможные музыкально-литературные композиции на основе балетов П. Чайковского («Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»), С. Прокофьева («Золушка»), мюзикл «Хоттабыч», «Оле-Лукойе» на музыку Э. Грига.
Делаем маракасы
Материалы: пустые коробочки из-под продуктов, сухой горох.
Маракасы – простейший инструмент для отбивания ритма. Мы сделаем их самостоятельно.
- Возьмите два пустых пластиковых флакона от шампуня.
- Насыпьте внутрь сухой горох.
- Теперь берём «гремелки» в руки и устраиваем с малышом танцы под любимые детские песенки.
- Для того чтобы получать разный звук, можно использовать банки из-под кофе, картонные коробки, пластиковые бутылки. А насыпать внутрь можно любую крупу.
Юлия Каспаров